Сергей
Черемисин
Коммерческий директор Tmall AliExpress
«Основная задача управленца — создавать среду, в которой таланты будут раскрываться и расти»

Ровно два года назад Сергей Черемисин стал коммерческим директором интернет-магазина Tmall AliExpress — российского подразделения одного из лидеров мировой онлайн-торговли AliExpress. С тех пор он отвечает в компании за всё, что связано с электронной коммерцией: развивает платформу для селлеров, выстраивает систему работы с поставщиками. Параллельно с выходом на новую работу Сергей поступил в Московскую школу управления СКОЛКОВО и успешно окончил программу Executive MBA, а на досуге путешествует и играет в хоккей. Сергей Черемисин рассказал о будущем электронной коммерции в России, о применении принципов Agile в повседневной работе и о том, почему инвестиции в бизнес-образование не роскошь, а необходимость.

Самый большой челлендж в моей работе — это мультикультурность

Всего два года назад средний срок доставки товара из Китая в Россию составлял 40–45 дней. После того, как мы локализовали бизнес в России, покупку можно получить уже на следующее утро. В среднем доставка по России занимает от 2 до 7 дней. Но если в доставке товаров из Китая нам нет равных, то с российскими товарами нам пришлось играть по уже сложившимся правилам. В России развитый рынок, здесь есть Wildberries, Ozon и другие ребята, которые задают тон. Российский потребитель (до Урала) готов ждать 2–3 дня и платить за доставку не выше определенной суммы. Нам пришлось ускоряться, чтобы не отставать и доставлять точно не медленнее конкурентов.

Россия — самая дорогая страна в мире по стоимости доставки посылки, поэтому логистические расходы в России съедают огромную часть прибыли продавцов. А если у вас товар стоит дешево, это становится непосильным. Поэтому логистика — это то, во что будет инвестировать Alibaba Group вместе с дочерними предприятиями в России. У нашей дочерней логистической компании Cainiao уже есть здесь склад. В дальнейшем мы будем развивать систему региональных складов и взаимодействовать с транспортными компаниями, что значительно удешевит стоимость доставки до конечного потребителя.

[Основатель Alibaba Group] Джек Ма поставил задачу: в течение пяти лет связать между собой все страны и построить такую логистику, чтобы человек в Португалии, заказав товар из Малайзии, получил его в течение 96 часов. Мы, как флагман AliExpress, сейчас запускаем для этого совместное предприятие AliExpress Russia. Параллельно AliExpress развивается во всех странах Европы, а также в Средней Азии и на Ближнем Востоке.

Tmall AliExpress — интернет-магазин бытовой техники и электроники и других товаров, российское подразделение международной компании Alibaba Group. Запустился в октябре 2017 года. Основное отличие Tmall от площадки AliExpress в использовании модели local to local: Tmall продает российские товары наряду с товарами из Китая. В этом году Alibaba Group запускает в России совместное предприятие с компаниями Mail.Ru и «МегаФон» и с Российским фондом прямых инвестиций — AliExpress Russia. С его помощью Alibaba Group локализует бизнес в России. Новое предприятие претендует на то, чтобы стать лидером в e-commerce и плацдармом для новых технологий и инноваций в российской электронной торговле.

Мне повезло быть лично знакомым с Джеком Ма. Из 100 тысяч сотрудников Alibaba очень немногие с ним встречались, но мне посчастливилось с ним обедать: я был одним из приглашенных, когда он полгода назад был в Москве. Тогда закладывалась идея совместного предприятия AliExpress Russia, и он рассказывал о том, как видит развитие Alibaba в России.

Джек Ма произвел на меня глубокое впечатление. Не зря он один из влиятельнейших людей в мире. Он обладает талантом убеждать, говорить и, наверное, даже неким даром провидца — он может видеть будущее. В первую очередь он визионер и мечтатель.

Одна из уникальных вещей, которая сейчас формируется в России, — социальная электронная коммерция (social e-commerce). Это, в частности, наше сотрудничество с Mail.Ru и «ВКонтакте»: пользователь совершает транзакции прямо в процессе общения в соцсетях, не заходя на сторонние сайты или платформы. Например, в сообщениях вам говорят о товаре, сразу появляется ссылка — и вы можете, никуда не уходя, его купить. Приложение AliExpress уже встроено в сеть «ВКонтакте», и сейчас будет запускаться мини-магазин. Это сильно повлияет как на потребителей, так и на предпринимателей. Каждый маленький бизнес, имея аккаунт «ВКонтакте», теперь может успешно торговать на AliExpress.

Самый большой челлендж в моей работе — это мультикультурность и интеграция в китайскую корпоративную культуру. До того, как прийти в Tmall AliExpress, я работал в немецкой сети магазинов электроники и бытовой техники Media Markt. Переход от немецкой упорядоченности к китайской хаотичности давался мне тяжело. Помогла бизнес-школа — в первую очередь тем, что я смог изменить mindset и стал более открытым, научился легче принимать изменения.

Китайская корпоративная культура — это «управляемый хаос». То есть вы вроде бы в хаосе, но в нем всё делается. Как на улицах Шанхая: всё движется в разные стороны, но дела при этом выполняются.

Современные технологии позволяют вести переписку на китайском, даже если вы не знаете китайского, с человеком, который совершенно не говорит по-английски. В нашей компании есть внутренний чат с автоматическим переводчиком. Достичь взаимопонимания по-прежнему сложно, но это уже возможно технически.

Факты
>22 млн
человек — база пользователей AliExpress в России
>150
человек работает в офисе Tmall AliExpress
10 тысяч
продавцов ожидается на Tmall AliExpress в концу 2019 года
>100 млн
товаров доступны к покупке на AliExpress

Один из основных принципов в управлении, которого я стараюсь придерживаться, — нанимать людей сильнее и талантливее себя. Основная задача руководителя и управленца — это создавать среду, в которой эти таланты будут раскрываться и расти дальше. Команде надо ставить цель, в которую поверят все, а как этой цели достичь, талантливые люди всегда смогут придумать лучше тебя.

В любой управленческой должности важнее всего становятся soft skills. Это умение слушать, слышать и проявлять лидерство там, где это нужно. А также умение отойти вовремя на второй план и дать людям, которые лучше тебя в чем-то понимают, шанс реализовать свои идеи. Каждому руководителю надо развивать в себе эти качества.

Если вы правильно расставляете приоритеты — вы абсолютно всё успеваете

Мы — онлайн-компания, поэтому у нас нет конкретного времени, к которому надо быть в офисе. В этом плане Alibaba Group отличается от большинства китайских компаний, которые очень иерархичны и структурированны. Похожая культура существует в Кремниевой долине в Калифорнии.

Моя работа постоянно находится со мной просто потому, что телефон и интернет всегда со мной. Эджайл — это принцип «работайте там, где работается». Если работа делается, то абсолютно неважно, где вы находитесь. Я часто бываю в офисе, потому что на встречах необходимо физическое присутствие, но жесткий офисный режим с фиксированными рабочими часами не для меня.

Если вы правильно расставляете приоритеты — вы абсолютно всё успеваете. Поэтому самодисциплина — это в первую очередь уметь определить важнейшие задачи и определить, к какому сроку их выполнить.

Я равнодушен к роскоши, но ценю качественный отдых. Поэтому предпочитаю 5-звездочные отели. Это определенный уровень комфорта, который гарантирует, что в отпуске ты сможешь по-настоящему расслабиться и зарядиться энергией.

Недавно я приехал с Канарских островов, и там одна вещь меня поразила. Мы с семьей наняли гида и ночью поднялись в горы. Этот гид был астрономом и взял с собой профессиональный телескоп. И мы увидели другие галактики и Сатурн. Вы видели когда-нибудь настоящий Сатурн с кольцами? На той широте хорошо видны звезды, и я увидел Сатурн и Юпитер точь-в-точь, как мы привыкли видеть в учебниках. Казалось бы, мелочь, но это произвело на меня огромное впечатление.

Я не мыслю своей жизни без подвижности и игровых видов спорта, таких как баскетбол и хоккей (кстати, в хоккей мы играем с выпускниками бизнес-школы СКОЛКОВО). Стараюсь заниматься спортом 2–3 раза в неделю, хотя некоторые одногруппники могут поднять меня на смех — они бегают каждое утро.

Я часто посещаю по работе Ханчжоу и Шанхай и могу сказать, что китайская кухня — самая богатая и разнообразная во всем мире. Она отличается по провинциям и очень вкусная. Я в принципе люблю вкусную еду, и китайская кухня — одна из тех, что стоит у меня в топе.

Наивысшая ценность для меня — это семья. Если работа начинает мешать семье, именно тогда человек становится несчастным. Поэтому, с одной стороны, работа всегда со мной, с другой — есть четкое понимание, что важнее. И приходится постоянно переключаться с одного на другое.

Еxcitement («радость, подъем эмоций». — Прим. бизнес-школы СКОЛКОВО.) надо находить в мелочах. Если вы можете радоваться маленьким вещам каждый день, радости в вашей жизни будет больше, и это наполнит вашу жизнь гораздо сильнее, чем одна огромная буря эмоций.

Инвестиции в бизнес-образование — это must

Я приступил к обучению в бизнес-школе СКОЛКОВО одновременно с началом работы в Tmall AliExpress. Это было сложно, но учеба хорошо сбалансировала процесс моей адаптации к новой корпоративной культуре. Порой приходилось не спать и делать много вещей одновременно, но я всё равно получал от этого удовольствие.

Практически после каждого модуля в бизнес-школе я внедрял полученные знания внутри команды. Не буду раскрывать все секреты, но, например, после модуля HR и Organizational Behavior, который вел Кит Гудалл, я провел во всей компании различные психологические тесты и сформировал группы по тесту Белбина. Это прикладная вещь, которая действительно работает.

Руководителю важно увидеть конкретную личность в человеке и использовать те функции, в которых он силен. Каждый человек относится к определенному психотипу и обладает предрасположенностью к той или иной функции внутри команды. Некоторые могут быть аналитиками, другие — искать ресурсы, третьи — быть заводилами в команде. Важно, когда человек проходит тест Белбина, понять, какие роли для него больше всего подходят. Ведь если вы психологически не подходите для функции, которую вам дали, то вы не достигнете успеха. Более того, ваша команда может от этого пострадать.

Про широту сообщества выпускников бизнес-школы СКОЛКОВО лучше всего расскажет один случай. Этой зимой я был на отдыхе, катался на лыжах в отдаленной деревушке в Альпах. Вечером пошел в ресторан, на мне была черная толстовка с эмблемой СКОЛКОВО Executive MBA. Только сел — а мне с другого столика уже машут: «Привет, а у меня EMBA-25!»

Самое важное в сообществе выпускников бизнес-школы — то, что за время учебы вырабатывается уровень доверия, которого сложно достичь между обычными партнерами. Видишь человека со значком или в толстовке с эмблемой EMBA — и понимаешь, что у него есть определенные культурные принципы, которые заложены школой. И уровень доверия к этому человеку уже другой.

Мы с выпускниками программы Executive MBA поддерживаем очень хорошие отношения. Иногда устраиваем путешествия, ездим в гости к выпускникам, которые живут в других странах. Есть и совместные дела, например, мои друзья недавно открыли Екатерининский лицей — начальную школу для детей на Рублевке. Как отметил один мой одногруппник, смысл сообщества в том, что ты всегда можешь позвонить кому-то и получить доступ к дополнительным компетенциям. Эти компетенции настолько широки, что сколковский нетворк закрывает многие вопросы, возникающие в бизнесе.

Инвестиции в бизнес-образование — это must. Мне запомнилась презентация «Я 2.0», которую читал президент Московской школы управления СКОЛКОВО Андрей Шаронов. Он говорил, что уже давно нет понятия «образовательный цикл», когда вы учитесь с 7 до 25 лет, а потом применяете знания. Теперь нужно регулярно устраивать себе такие образовательные циклы. Если вы хотите быть успешным и развиваться, вы обязаны всё время инвестировать в свое образование. Размеры этих инвестиций зависят от вас, но то, что они должны быть, это точно.