Юрий
Макаров
Вице-президент Gloria Jeans
«В бизнесе как в спорте: если ты халтурил на тренировках, это отразится на результате»

Бизнес-консультант Юрий Макаров умеет совмещать несовместимое. Работая на топовых должностях в крупнейших консалтинговых компаниях, он успевал участвовать в триатлонах, учиться в Стэнфорде и получил несколько степеней MBA — одну из них в бизнес-школе СКОЛКОВО. Недавно Юрий сделал резкий поворот в карьере: с июня этого года он занимает пост вице-президента по стратегии и трансформации компании Gloria Jeans. Теперь он отвечает за то, чтобы повысить эффективность компании и успешно вывести крупнейшего российского ритейлера одежды на международные рынки. А заодно — восстанавливает силы после частых и утомительных перелетов, которыми была полна его жизнь. Параллельно Юрий возобновил свои увлечения спортом и музыкой и даже в самом бурном рабочем ритме успевает находить время на нетворкинг. Юрий Макаров рассказал, как сохранить силы и здоровье, работая по 16–17 часов в день, как окупается бизнес-образование и почему лучший отдых — это недельный забег через пустыню.

Онлайну сложно будет полностью заменить опыт посещения физических магазинов

До перехода в индустрию я несколько лет жил фактически в самолетах и гостиницах. Я работал в консалтинге и делал в среднем по 3 перелета в неделю, поэтому у меня появилось огромное количество лайфхаков, связанных с командировками. Я жил в режиме last minute: в последнюю минуту приезжал в аэропорт, в последнюю минуту проходил все контроли, последним заходил в самолет, а чаще всего и выходил из него первым. В гостинице часто оставлял вещи, чтобы их подготовили и постирали к нужному дню: приезжаешь, а у тебя в шкафу висит одежда. Постоянные командировки и путешествия добавляют драйва, но со временем начинают негативно влиять на здоровье. Поэтому я рад, что сейчас живу в Москве, а не прилетаю домой на выходные.

Мой департамент в Gloria Jeans — это стратегический трансформационный офис. Сейчас многие организации переживают изменения и формируют такой офис, чтобы продвинуть компанию на следующую фазу развития. Наш департамент — новый, и сейчас мы только формируем команду. В прошлом году СЕО Gloria Jeans стала Шарэн Терни, ранее возглавлявшая Victoria’s Secret. Именно она пригласила меня делать преобразования в компании изнутри.

В Gloria Jeans я отвечаю за разработку и реализацию долгосрочной стратегии. Наши цели очень амбициозны: расти опережающими темпами не только на российском рынке, но и на зарубежных, активно развивать имеющиеся и новые компетенции, такие как вывод новых продуктов на рынок, омниканальность, digital и т.д.

Не секрет, что у нашего акционера есть давнее желание вывести компанию Gloria Jeans на IPO. Поэтому задача моя и всей команды менеджмента — подготовить компанию к IPO, построить основу для долгосрочного роста прибыли, чтобы при выходе на открытый рынок получить наиболее высокую оценку.

У нашей компании есть преимущество: треть товаров, которые мы продаем, мы производим в России. Мы — один из крупнейших производителей одежды в стране, и это позволяет нам не только иметь конкурентоспособную цену, но и оперативно реагировать на изменение спроса.

Доля онлайна в торговле постоянно растет, но онлайн-каналу сложно будет полностью заменить опыт посещения физических магазинов. Когда я работал в EY, мы каждый год ездили в Нью-Йорк, на самую технологичную в ритейле выставку National Retail Federation. Помню разговоры в начале эпохи электронной коммерции: сквозь всю выставку шел месседж, что физические магазины скоро умрут, онлайн полностью заменит привычный нам образ шопинга. В последний раз я был на NRF два года назад. Хедлайном конференции шел заголовок о новой роли магазинов. Уже совсем скоро привычный нам покупательский опыт изменится и будет направлен на персонификацию предложения, развлечение, геймификацию, образование и т.д. Продавать вам будут не товар, а эмоции от выбора и совершения покупки.

Один из главных трендов в ритейле на сегодня — омниканальность. Компании исследуют путь покупателя от возникновения идеи до совершения физической покупки товара. Задача — понять, как адаптировать свое предложение и перестроить процессы, чтобы сделать покупательский путь максимально удобным, простым и увлекательным.

Компании в ритейле должны выстраивать процессы с учетом того, что покупательский путь построен хаотически. Например, вы хотите купить новый телефон. Вы заходите в магазин, смотрите, вас кто-то консультирует, затем вы сравниваете цены, советуетесь с близкими, читаете отзывы в интернете. Неизвестно, где и когда вы примете решение о покупке. Задача розничной компании — быть в этот момент «рядом» с вами, быть первым местом покупки.

Ключевая компетенция в омниканальном ритейле — сделать так, чтобы на каждом из этапов покупательского пути у вашей компании было конкурентное предложение. Чтобы потенциальный покупатель заходил именно на ваш сайт узнать о продукте, сравнить цены, почитать отзывы, мог быть уверенным в лучшей цене, качестве, скорости, вариативности доставки: домой, на работу, точку выдачи или pick-up, когда заказываешь онлайн — забираешь в магазине. Ритейл должен создавать наиболее комфортные и привлекательные условия для покупки. Тогда это позволит вам как игроку быть на передовой рынка и опережать конкурентов.

Факты
12 лет
опыт работы в рознице и консалтинге
4
высших образования
3 раза
участвовал в соревнованиях Ironman и пробежал 7 марафонов
Для меня важно находить способы подпитки энергией, иначе происходит выгорание

Я четыре года прожил в активном спортивном движении, называемом триатлон. Я выполнил несколько дистанций Ironman, сделал Norseman (известная экстремальная гонка в Норвегии), Celtman в Шотландии. Перебегал пустыню Сахару на Marathon des Sables длиной 250 км, бегал ледовый марафон через Байкал. В моей жизни был период спортивных достижений, и я с удовольствием вспоминаю время, когда успевал продуктивно работать и так же успешно заниматься спортом.

Когда я бегал триатлоны, многие меня спрашивали: «Как ты всё успеваешь?» Всё успеть невозможно, но я успевал главное. В последние годы работа стала занимать больше времени, чем раньше, и я предпочел хотя бы высыпаться. Спать по 4–5 часов я не могу, мне надо хотя бы 7, а всё остальное время занимала работа. Поэтому последний год, к сожалению, я прожил без спорта. Сейчас основной мой фокус и приоритет — просто вернуться в спорт, не для рекордов, но ради физической формы.

Занятия спортом, триатлоном в частности, добавляют мощности топ-менеджеру в работе. Спорт требует высокого уровня самоорганизации и амбиций, целеустремленности. Ты начинаешь ценить время, у тебя сокращается количество бездарных встреч и ты бережнее относишься к каждой рабочей минуте. В итоге работаешь меньше, но продуктивнее.

В работе, как в спорте: если ты халтурил на тренировках, это отразится на результате. Недоплавал, недобегал или недокрутил велосипед — получишь цифры хуже обычных. Так и в бизнесе: перестал обращать внимание на важные моменты, поленился, расслабился — будь уверен, это в итоге негативно повлияет на результат.

В последний год мне приходилось работать по 16–17 часов в день, и теперь я понимаю, насколько это было глупо. Человек, за редким исключением, не способен продуктивно работать дольше 6–7 часов. Если это реально рабочие часы, они будут гораздо продуктивнее 16-часовой прокрастинации на рабочем месте.

Для меня важно находить способы подпитки энергией, иначе происходит выгорание. Я оценил смысл сохранения и восстановления энергии: я медитирую, занимаюсь йогой, настраиваюсь на позитивные эмоции, я достаточно сплю, улыбаюсь, принимаю людей во всех их проявлениях. Недавно я даже перестал водить машину — уж слишком это эмоционально затратно. Новый образ жизни дает мне правильное ощущение себя, не позволяет входить в стресс, поддерживает хорошее настроение и придает уверенности.

Я очень люблю театры и часто в них хожу. Люблю оперу и классическую музыку, я сплю в театрах и всем советую не отказываться от этого удовольствия. Это можно и нужно, чтобы освободиться от стресса и в итоге услышать и понять красоту музыки.

Лучший отдых для меня — это восхождение на гору, недельный забег через пустыню или яхтинг в открытом море. Ты занят делом постоянно: на яхте — управляешь парусами, на горе — идешь в гору, в пустыне — бежишь. У тебя нет времени на работу, на «чертову машинку» в виде айфона, на интернет, и ты полноценно отключаешься.

Недавно восходили с моим одногруппником из бизнес-школы СКОЛКОВО Антоном Семеновым и его женой на Килиманджаро. Это было настоящее приключение: в маленькой компании, где есть общая цель, преодоление, взаимовыручка и помощь, путешествие получилось очень энергетически насыщенным и приятным.

Признаюсь, что в соцсетях я периодически занимаюсь чирканьем пальцем по экрану. Мозг иногда хочет тупого бытового бездействия. Социальные сети — наркотик современности, важно это осознавать и контролировать объем потребления, ведь ценности проведенное там время не создает никакой.

Всё время быть онлайн — моя проблема, которая обусловлена новой реальностью. Многое из того, что я делаю, я делаю через телефон. Даже квартиру ремонтировал удаленно, через мессенджеры. Если сейчас открыть мой WhatsApp, там будет 20 сообщений от 20 разных людей, чаты, еще что-то. И если чат можно игнорировать, то сообщения от людей — невозможно. И это тоже обратная сторона работы с окружением. Я очень ценю свое окружение, поэтому стараюсь помогать, подсказывать, встречаться и обсуждать разные моменты, и ради этого я готов быть на связи.

За время учебы вы можете найти идею, которая с лихвой окупит всё ваше образование

СКОЛКОВО Executive MBA — это мой уже третий MBA. Я «серийный студент» — всю жизнь учился, учусь и буду продолжать учиться.

Останавливаться в обучении нельзя, особенно сейчас, когда так быстро меняется мир. Важно разбираться в новых бизнес-моделях, чувствовать тренды и проактивно развиваться, чтобы оставаться на плаву. Рынки меняются буквально на глазах, а старыми методами на новом рынке практически нет шансов добиться успеха.

Образование — как мытье золота. Вы просеиваете через сито огромное количество песка, чтобы найти маленькую песчинку знания, которое вас обогатит. Поэтому когда меня спрашивают, окупается ли обучение в бизнес-школе, я обычно говорю: «За время всей учебы вы можете найти одну идею, которая позволит вам изменить себя и свой бизнес, и эта идея окупит с лихвой вообще всё ваше образование».

Поначалу я скептически относился к бизнес-школе СКОЛКОВО. У меня были сомнения, что в российских условиях возможно воссоздать среду известных международных бизнес-школ. Сейчас я могу сказать, что был не прав. Я не просто не жалею, что сделал выбор в пользу этой школы, а горжусь этим решением.

Я выбирал бизнес-школу по 4 критериям: знания, бренд, стоимость, нетворкинг. Когда настал момент для принятия решения, я рассматривал 5 вариантов: Лондонская бизнес-школа (LBS), INSEAD, IMD, Гонконгская школа HKUST и бизнес-школа СКОЛКОВО. Я рассудил, что знания везде плюс-минус одинаковые — ведь в бизнес-школе СКОЛКОВО преподают профессора тех же самых школ; бренд, конечно, важен, но вопрос — для кого и при каких обстоятельствах, работодатели больше обращают внимание на опыт, а не на образование; а вот нетворк сильно различается. Нетворк за границей интересен, но важен, только если ты ведешь бизнес по всему миру. А если собираешься остаться работать в России, то нетворк бизнес-школы СКОЛКОВО — невероятное преимущество. Это обширная и дружная сеть людей во всех индустриях. Это топ-менеджеры и собственники бизнеса, которых бизнес-школа за время обучения сближает с точки зрения мироощущения, ценностей, восприятия друг друга, что формирует культуру сотрудничества и взаимодействия. Это стало для меня одним из решающих факторов.

В дополнение к учебе в бизнес-школе СКОЛКОВО я выбрал еще 6-недельную программу в Стэнфорде — Stanford Executive Program. Она добавила мне международный нетворкинг, бренд международного университета и возможность осознать, где наша российская система координат бизнеса находится относительно западного мира. Два этих образования сильно разнятся и одновременно дополняют друг друга, но в результате я могу с уверенностью поставить quality proof на свой личный опыт в бизнес-школе СКОЛКОВО, где я в результате приобрел больше инсайтов и идей, чем в Стэнфорде.