Григорий Сасонко называет себя «айтишником» — он окончил факультет технической кибернетики Санкт-Петербургского политехнического университета. В семейный бизнес, который основал его отец Михаил Сасонко, 20-летний Григорий пришел, чтобы автоматизировать процессы. Но в итоге увлекся ювелирным делом — и занимается им уже почти 20 лет. За эти годы небольшая ювелирная компания из Петербурга, делающая недорогие украшения, выросла в два всемирно известных бренда — «Галерея Михайлов» создает премиальные христианские украшения, а ювелирный дом SASONKO выпускает светские коллекции. В 2016 году Григорий Сасонко пришел в бизнес-школу СКОЛКОВО на программу Executive MBA, которую окончил с отличием в 2018 году. Он рассказал, почему важно продавать эмоции, а не просто материальные ценности, как скалолазание помогает в бизнесе и почему руководитель без эмпатии обречен на провал.
Я занимаюсь ювелирным делом почти всю сознательную жизнь — с 2002 года. При этом я не ювелир и ни разу в жизни не брал в руки инструмент. Я руководитель — и пришел, чтобы отладить производственные процессы, а в итоге втянулся.
Хорошее ювелирное изделие — это изделие, которое носят. Это главное правило всей моей ювелирной жизни и единственный критерий, по которому я оцениваю украшения. Если его носят, оно сделано хорошо — неважно, стоит оно сто рублей или сто тысяч долларов. Ювелирное изделие должно украшать человека, транслировать его ценности, идеалы и вкус.
Мы продаем эмоции, а не материальные ценности. К нам приходят за возможностью кого-то порадовать. Этот бизнес очень респектабельный — мы помогаем людям в самом важном, и платят они нам благодарностью, уважением и доверием, а не только деньгами. Это очень высокая ответственность. Не так сложно сделать дорогое изделие. Гораздо сложнее сделать изделие, которое будет желанным и которое оценит клиент. Самое важное здесь — выстроить доверительные отношения с клиентом и понять его запросы и ожидания.
У нас есть клиент, который каждый год на годовщину свадьбы дарит жене изделие, на котором количество камней соответствует количеству прожитых вместе лет. Уже много лет он заказывает это украшение у нас, и мы каждый раз делаем для него что-то особенное. В последний раз на украшении был 21 бриллиант.
Если сотрудник ошибся, значит, он вырос до уровня проблем, с которыми до этого не сталкивался. У нас в компании такое правило: ошибки допустимы, главное — их не повторять. А то, что они появляются, означает, что мы растем и сотрудники сталкиваются с новыми вызовами. Все просчёты мы просто разбираем — садимся, разговариваем, выясняем, что пошло не так, как это исправить и не допустить повторения.
Самые серьезные проблемы возникают с сотрудниками, которые или слишком квалифицированны для поставленной задачи — или недостаточно квалифицированны. Об этом сказал президент ювелирного бренда Cartier Сирилл Виньерон (Cyrille Vigneron), когда приезжал в бизнес-школу СКОЛКОВО. Первым скучно, и они не уделяют задачам достаточно времени, а вторые не сознают свои ошибки, что приводит к отложенным серьезным последствиям. Поэтому одна из ключевых задач руководителя — следить, чтобы сотрудники соответствовали своим должностям. Единственный способ это отследить — наблюдать и не бояться об этом разговаривать.
Человека без эмпатии нельзя делать руководителем. В коллективе много скрытых внутренних течений, которые на самом деле сильно влияют на бизнес. Важно чувствовать настроения в коллективе и понимать истинную мотивацию сотрудников. Это помогает руководителю и команде добиваться гораздо более весомых результатов.
Я учился у Николая Павловича Клочкова, очень известного в узких кругах художника. На весь мир он был известен тем, что подделывал Фаберже так, что лучшие эксперты мира не могли отличить его изделия от оригинала. Абсолютно гениальный человек, очень глубокий и разносторонний, с которым мы много говорили о том, что такое красота. Красота — крайне субъективное понятие. Это как и юмор: разные люди смеются над разными шутками — и по-разному понимают красоту.
Николай Павлович научил меня упражнению, которое поменяло всю мою жизнь. Когда видишь что-то красивое, важно понять, почему это красиво. Каждому красивому образу есть объяснение, будь то пейзаж, материальный объект, музыка или фраза. По сути, я занимаюсь этим каждый день своей жизни — ищу красоту и наблюдаю за ней. Чем сложнее образ, тем сложнее найти логическое объяснение этой красоте. Поэтому многие великие произведения искусства сложно осознать и понять до конца. Например, пьета Микеланджело «Оплакивание Христа» в Ватикане — величайшая скульптура в истории человечества, или Пантеон в Риме — невероятное место, где совсем по-другому себя ощущаешь. Есть вещи, которые меняют тебя навсегда.
Искусство — это материальный или нематериальный объект, который несет эмоциональный заряд. Это единственный способ передавать эмоции через поколения. Ты смотришь или слушаешь — и понимаешь, что думали и чувствовали люди, это создавшие. А ювелирное изделие — это скульптура в миниатюре, которая несет эмоции и память о событиях и людях, с которыми она связана.
Я очень люблю Петербург и часто хожу по городу пешком. Мне хотелось бы укрепить статус культурной столицы тем, что моя семья делает. Все бизнесы, которыми мы занимаемся, так или иначе связаны с культурой и искусством.
Люблю выстраивать логические системы там, где логика с трудом просматривается, систематизировать несистематизируемое. Поэтому управление процессами, связанными с искусством, доставляет мне большое удовольствие. Моя задача — управлять искусством, которым управлять невозможно.
Чтобы совмещать работу и личную жизнь, нужны усилия. Еще до обучения у меня был период, когда я много работал в Италии и жил между Петербургом и Миланом. И однажды мой сын спросил: «Мам, почему нас раньше было четверо, а теперь трое?» Вот тогда я напрягся. И намного больше времени стал уделять семье.
Временем я управляю с большим трудом. Я делегировал все вопросы, связанные с операционной деятельностью, и в основном занимаюсь стратегией и развитием компании.
Когда я перегружен и необходимо отдохнуть, я уезжаю за город или еду с семьей в Баден-Баден. У нас там есть магазин — получается и поработать, и отдохнуть. Это помогает перезагрузиться. Еще люблю компьютерные игры, они очищают сознание. Ты пришел мертвый с работы, забил на пару дней мозг условным Fallout, а потом в понедельник проснулся с абсолютно чистой головой.
Я занимаюсь скалолазанием уже лет восемь. Это очень медитативный вид спорта, там ментального намного больше, чем физического. Ты должен уметь отключать страх и эмоции и в кратчайший промежуток времени (иногда доли секунды) определить следующий шаг или несколько шагов — и просто их сделать. Каждая трасса — это головоломка. В бизнесе это помогает быстро и четко принимать решения в кризисных ситуациях.
Я пришел в бизнес-школу, потому что почувствовал тот самый «стеклянный потолок». Было ощущение, что, с одной стороны, передо мной большие возможности, с другой — за несколько лет я никуда не продвинулся. Развитие было медленным. Стало понятно: чтобы двигаться дальше, необходимы новые знания и более глубокое понимание проблем.
Обучение проходило интенсивно, иногда даже на улицу выйти не получалось. Оно шло не только во время лекций, но и между лекциями, и после, когда мы с одногруппниками просто стояли и обсуждали что-то. Уровень откровенности был, как с близкими друзьями, я не помню тем, которые нельзя было бы обсудить. Обмениваться мнениями с опытными предпринимателями — это крайне ценно.
Мне повезло, что я живу в Петербурге и учеба была в другом городе. Когда уезжаешь, голова отключается от текущих проблем и проще сосредоточиться на новых задачах. Команду я сориентировал на то, что им нужно будет работать самостоятельно. Они очень хорошо с этой задачей справились.
Про одногруппников я обычно говорю так: до бизнес-школы СКОЛКОВО у меня было два друга, теперь — сорок два. Это близкие для меня люди, мы до сих пор постоянно видимся, общаемся. У нас очень дружная группа.
В бизнес-школе СКОЛКОВО много феноменальных преподавателей, но мне особенно запомнился Дерралд Стайс, который вел аккаунтинг. Бухгалтерия и финансовый учет — это самая скучная дисциплина, которую можно представить. Но все четыре дня со Стайсом было трудно записывать лекции, потому что мы смеялись до слез, я буквально не мог видеть, что пишу. Не понимаю, как можно так весело рассказывать о настолько скучных вещах.
Перстень выпускника и коллекция ювелирных изделий для бизнес-школы стала для меня своеобразной дипломной работой. Во время учебы я захотел создать коллекцию специально для студентов и выпускников, чтобы можно было идентифицировать друг друга за пределами кампуса. Мы изготовили изделия с яркой айдентикой, где за основу взяли орнамент окон кампуса бизнес-школы и ее символ — яблоко.
Однажды я познакомился с человеком, и как только мы узнали, что оба учились в бизнес-школе СКОЛКОВО, разговор пошел совсем по-другому. После этого мне захотелось создать изделия, по которым выпускники Executive MBA могут узнавать друг друга. Легче знакомиться и общаться, если вас объединяет учеба.
Главный результат по итогам обучения — новые направления в бизнесе. Мне стало интересно попробовать что-то еще. Я запустил новый проект — perfectgreyproject. Это ювелирные украшения для людей, которые любят современное искусство и не носят традиционные ювелирные украшения. Первая коллекция этого проекта — радужные цепи и браслеты из титана.
В рамках perfectgreyproject мы полгода сотрудничали с [художником] Покрасом Лампасом, сделали очень крутые вещи. В том числе подвеску и кольцо, которые он сейчас носит.
В рамках экспериментов с материалами мы привлекли моего знакомого, лучшего специалиста по титану в России, и создали радужную цепь из титана. Это материал, который имеет свойство менять цвет после обработки. Я сам ее купил и начал носить, и мне понравилось, как это выглядело и ощущалось. Первую цепь у меня выкупила знакомая — попросила померить и категорически отказалась отдавать. Так я понял, что этот нишевый продукт будет крайне востребован среди людей, которые ищут нестандартные украшения.
Проект perfectgreyproject крайне важен для меня. Он активно развивается — мы заключили договор с Poison Drop (московской сетью, продающей ювелирные украшения) и прорабатываем выход в США и Европу. Сейчас я активно ищу инвесторов и партнеров на этот и другие проекты. В частности, недавно в бизнес-школе СКОЛКОВО познакомился с ребятами, которые занимаются продвижением в Amazon, и сейчас готовим с ними стратегию.